Пресс-центрЗНАЕТЕ, КАК УЛУЧШИТЬ
УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ВЭД? Принять участие в
управлении деловым климатом Насколько перспективен наш несырьевой экспорт?
24 июля 2017 года., Новости ВЭД
![]() Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил перечень продукции, товаров, работ и услуг, экспорт которых будет поддерживаться федеральными органами в приоритетном порядке. Поможет ли это нашему несырьевому экспорту? Несмотря на множество программ по развитию несырьевого экспорта, его доля в структуре нашей торговли невелика. В прошлом году нам удалось увеличить поставки за счет зерна и продуктов питания, но по-прежнему пальму первенства занимают углеводороды – нефть, уголь и природный газ. Что будут поддерживать?В список поддерживаемой продукции вошли продукция гражданского машиностроения, агропромышленного комплекса, фармацевтической и медицинской промышленности, металлообработки, лесопромышленного комплекса, за исключением необработанной древесины, химия, за исключением минеральных удобрений, полимеров и мономеров в первичных формах, а также продукция легкой промышленности и строительные материалы. Поддерживать будут и некоторые товары народного потребления – полиграфическую продукцию, игрушки и детские товары, средства гигиены, посуду, ювелирные изделия, очки, мебель, осветительную технику, галантерею и канцтовары. Как говорится в документе, это позволит укрепить позиции отраслей нашей экономики и повысить доступность услуг. Тем не менее, в документе не устанавливается конкретных мер финансовой или организационной поддержки в отношении этих товаров. Говорится лишь, что этот перечень будет использоваться при подготовке дальнейших предложений органами власти и Российским экспортным центром. Сколько несырьевых товаров мы экспортируем?По итогам 2016 года объем нашего несырьевого неэнергетического экспорта, по расчетам Российского экспортного центра, составил 109,1 миллиарда долларов, что меньше по сравнению с 2015 годом на 7,3%. В процентном соотношении его доля составила 38,2%.
Более 90% всех поставок несырьевого неэнергетического экспорта приходится только на пять товарных групп: продукцию машиностроения, металлы, химические товары, продовольствие и лесобумажные товары.
Среди несырьевых товаров, которые мы поставляем на мировые рынки, первое место занимают сплавы алюминия, стальные полуфабрикаты, пшеница, пиломатериалы, смешанные удобрения и листовой прокат. Другие виды продукции – промышленные товары, стекло, керамика, текстиль, одежда и прочее – занимают менее 10%.
Сильнее всего подпортили статистику химические товары, поставки которых обрушились на 46% в 2016 году, а также металлопродукция, экспорт которой стал меньше на 38%. Поставки машиностроительной продукции сократились на 3,9%, преимущественно за счет продукции промышленного назначения и компьютерных комплектующих. Географически наш несырьевой экспорт постепенно меняется. Пока основными покупателями по-прежнему остаются страны СНГ, а именно, Казахстан, Беларусь, Украина и Узбекистан. На них приходится более 20% всех поставок. На втором месте среди покупателей – страны Восточной Азии с долей в 13,7%. Среди них основную роль для наших экспортеров играют Китай, Южная Корея, Япония и Тайвань. Торговля со странами Западной Европы постепенно сокращается. Эта группа стран опустилась на третью строчку с долей в 12,2%. В частности, объемы торговли с Нидерландами снизились на 46,2%, Германией – на 32,2%, Италией – на 18,2%, Бельгией – на 25,7%. Вектор торговли сменяется со стран Европы на государства Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, а также – в Арабские государства. Выросли поставки машиностроительной продукции в Алжир, Иран, Египет и Анголу. Греция и Марокко стали покупать больше стального проката и цветных металлов, Китай – машин, пиломатериалов и продовольствия. В среднем в 3-4 раза выросли поставки несырьевых товаров в Эфиопию, Ливан, Сербию, Мьянму, Кубу, Нигерию и Судан.
В новый год с новыми силамиВ 2017 году наш экспорт продолжил рост. Причиной тому стало восстановление цен на сырье и другие товары на мировом рынке, в частности, металлы и древесину. А также восстановление темпов производства во многих отраслях. По данным ФТС, общий объем нашего экспорта вырос в январе-мае 2017 года на 30,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 137,7 мллиарда долларов. Но наибольший рост при этом все равно показали топливно-энергетические товары, нежели несырьевые поставки. После того, как цены на черное золото стали расти, экспорт нефти за пять месяцев вырос на 47,4%, нефтепродуктов – на 51,2%, а природного газа – на 12%. Несырьевой экспорт, в свою очередь, увеличился только на 16,1% по сравнению с тем же периодом 2016 года – до 45,5 миллиарда долларов. Но несмотря на увеличение, его доля в общем объеме экспорта стала ниже на 4,1% и составила только 33,1%. Локомотивом роста стала металлопродукция. Ее поставки подскочили на 36% благодаря росту мировых цен. Теперь в нашем несырьевом экспорте на нее приходится треть всех поставок. Второе место по темпам роста заняла продовольственная продукция: экспорт продуктов мы увеличили на 16,9%.
В то же время экспорт машиностроительной продукции упал почти на 5% – до 8,3 миллиарда долларов. При этом годовой прирост экспорта продукции высоких переделов, а именно, автомобилей, авиационной и военной техники, по оценкам РЭЦ, пока составил только 0,6%, несмотря на увеличение государственной поддержки. Доля таких товаров составляет лишь скромные 10,2% от всего российского экспорта. Нынешний рост экспорта несырьевых товаров в большей степени обусловлен восстановлением курсов валют, мировых цен и темпов экономического роста после провала прошлых двух лет. Однако в планах наших властей – к 2025 году увеличить несырьевой экспорт до 200 миллиардов долларов в год, то есть почти в два раза. Чтобы достичь этого показателя, необходимо, чтобы экспорт всех видов несырьевой продукции ежегодно рос в среднем на 9%. Для этого наши власти решили дополнительно поддержать экспортеров рублем. В 2017 году Российский экспортный центр планирует увеличить финансирование экспортеров более чем в два раза – до 20,3 миллиарда рублей. Кроме того, делается ставка на программу «Made in Russia», на создание которой потратили 370 миллионов рублей. Программа предусматривает добровольную сертификацию и маркировку товаров, что должно повысить узнаваемость российских брендов за рубежом. Наиболее привлекательными направлениями экспорта по этой программе стали Китай, Индия, Иран, Вьетнам, Индонезия, а также рынки Германии, Великобритании и США. Что тормозит наш экспорт?Но одной господдержки сегодня не достаточно. На российских наших экспортеров множество барьеров. С одной стороны, это санкции, существенно затруднившие экспорт, в первую очередь, машиностроительной продукции. С другой стороны, наши собственные таможенные и административные барьеры. Так, например, многие экспортеры испытывают трудности с возвратом НДС. Бывает, что этот процесс растягивается на долгие месяцы и влечет за собой проверки. Экспорт высокотехнологичной продукции с функцией шифрования требует получения нотификации ФСБ, что не так просто сделать. Экспорт тормозят логистика и системы доставки, в результате чего нашим компаниям крайне трудно конкурировать с тем же Китаем, где продавцы могут предложить покупателям бесплатную доставку.
Источник: ИАИ ПРОВЭД
|